Педагог-организатор – творческая и многогранная профессия. Он (педагог) вовлечен во все направления воспитательного процесса. И этот процесс напрямую зависит от его профессиональных умений и навыков. Именно педагог-организатор учреждения способен создать такие условия, которые могут быть стартовой площадкой для дальнейшего развития каждого учащегося. Выполняя свои основные функции – содействие всестороннему развитию личности учащихся – педагог-организатор постоянно находится в поиске новых форм организации воспитательной работы с обучающимися. Использование на практике инновационных технологий педагогом-организатором должно отражаться в его плане воспитательной работы, в частности при постановке целей и выборе форм проведения мероприятий.
Педагог-организатор в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с учащимися, учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности.
Многие педагоги-организаторы, особенно те, кто только начинает свою трудовую деятельность, испытывают затруднения в планировании своей работы.
Осуществляя планирование, педагог-организатор должен учитывать следующие общепедагогические требования к планам:
- научную обоснованность;
- целесообразность;
- социальную направленность;
- актуальность;
- реальность выполнения;
Педагогу-организатор планирует и осуществляет воспитательную работу совместно с детским коллективом школы как полноправным субъектом процесса воспитания, с учетом социальных умений и навыков, возраста учащихся, их постоянно растущих потребностей, изменяющихся интересов, стремления к самоутверждению и самореализации.
Процесс планирования педагога-организатора имеет определенную последовательность и состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:
СЛАЙД 2,3:
Первым и самым важным этапом в планировании является изучение основополагающих, законодательных и нормативных документов, регулирующих образовательный и воспитательный процессы:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РБ;
- Кодекс РБ об образовании;
-Закон Республики Беларусь от 14.01.2022 № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»;
- Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 года № 2570-XII;
- Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» от 9 ноября 1999 года №305-З;
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 82 «Об утверждении концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи»;
- Программа непрерывного обучения детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.;
-Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РБ «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» в 2022/2023 учебном году»;
- Годовой план работы учреждения образования на 2022/2023 учебный год.
Изучение основных нормативных документов поможет правильно определить цели, задачи воспитательной деятельности, планируемые результаты (промежуточные и конечные).
Вторым этапом является ознакомление с итогами работы за предыдущий учебный год и планом учебно-воспитательной работы школы на новый учебный год.
Следующим этапом является изучение и использование календаря государственных, народных праздников, знаменательных событий в жизни школы, города, событий международного значения, а также планов, графиков проведения районных, городских конкурсов, смотров, выставок, фестивалей, других массовых мероприятий, что поможет определить формы, сроки участия учащихся в социально значимой и общественной деятельности. С основными значимыми датами можно ознакомиться в ИМП МО РБ для воспитательной работы.
СЛАЙД 4: Структура плана работы педагога-организатора
- Титульный лист (утверждение и подпись директора учреждения образования, название плана, учреждение образования, ФОИ педагога, период действия плана).
План работы педагога-организатора составляется на учебный год, либо на полугодия (тогда готовится 2 отдельных документа за подписью и печатью директора УО. Также составляется план работы на четверть и на неделю.
Слайд 5-8: Цель и задачи педагога-организатора
Цель: содействовать формированию разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащихся.
Задачи:
- оптимизация работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, активное участие в реализации мероприятий республиканских патриотических акций, формирование у обучающихся активной жизненной позиции, гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности;
- содействие развитию детских и молодежных инициатив, формирование и проявление лидерских качеств обучающихся;
- обеспечение комплексного подхода к обучению подростков ответственному и безопасному поведению, формирование культуры безопасной жизнедеятельности, основам здорового образа жизни;
- организация досуга, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы как основного направления деятельности учреждения образования в шестой школьный день;
- формирование у учащихся социально-экономических знаний, финансовой грамотности и умений творчески их применять при решении различных проблем;
- повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в гимназии; организация взаимодействия семьи и гимназии, обеспечивающего эффективное сопровождение процесса становления личности обучающихся.
СЛАЙД 9, 10: Основные направления деятельности педагога-организатора
- Идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание;
- Общественные объединения;
- Духовно-нравственное, поликультурное и эстетическое воспитание;
- Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни;
- Правовое воспитание. Воспитание информационной культуры;
- Экономическое, трудовое, профессиональное и экологическое воспитание;
- Воспитание культуры быта и досуга. Шестой школьный день;
Слайд 11,12: Пример оформления одного из направлений деятельности на 1 месяц.
Из основного плана работы педагога-организатора формируются планы работы первичной организации ОО «БРСМ», пионерской дружины ОО «БРПО» учреждения образования и органов ученического самоуправления.
Педагогу-организатору необходимо научить детей и подростков самостоятельному выбору видов общественно полезной деятельности, качественному выполнению поручений, умению видеть, кому нужна их помощь, оценивать результаты своего участия в конкретных делах. Поэтому чем больше будет у педагога-организатора помощников, единомышленников среди учащихся, педагогов, родителей, тем, соответственно, лучше будут результаты воспитательной работы.
Результат работы педагога-организатора проявляется в реализованных целях его деятельности и отражает степень эффективности воспитательного процесса.
Желаю всем творческих успехов! Наша профессия увлекательная и интересная. Не «опускайте руки» при появлении трудностей в работе, ведь преодоление этих трудностей нас закаляет. Не бойтесь проявлять свой творческий потенциал. Дерзайте! Будьте счастливы!